Как стать вежливым: 10 базовых правил воспитанного человека
Вежливость стала такой редкостью, что некоторые принимают ее за флирт (Оскар Уайльд).
«Смелость города берет» – сказал однажды Александр Васильевич Суворов. Выражение стало крылатым, а впоследствии мы услышали и другое его прочтение: «Вежливость города берет». Ведь именно перед воспитанным, вежливым, умеющим вести себя в обществе человеком распахиваются многочисленные двери, открываются людские сердца и покоряются все высоты.
К сожалению, далеко не все это осознают, поэтому зачастую вежливость принимают за флирт. Если мужчина или женщина ведут себя обходительно с собеседником, то это поведение скорее удивляет, а не воспринимается нормальным. Мы пропагандируем тотальную вежливость в обществе и мечтаем, чтобы каждый относился к другому с уважением. Поэтому сегодня обсудим ряд несложных правил, которых должен придерживаться вежливый человек.
Содержание
Что такое вежливость
Вежливость – это черта характера, которая отличает своего обладателя хорошими манерами, учтивостью, умением тактично общаться с людьми.
Вежливый человек отлично знаком с правилами приличия и поведения в обществе. Он крайне обходителен и бережно относится к границам других людей. Умеет находить компромиссы и готов выслушать противоположное мнение с чувством такта, выдержкой и спокойствием.
Согласитесь, такое встретишь нечасто. Поэтому мы всей душой болеем за то, чтобы вежливость стала абсолютной нормой в обществе, а не феноменом и удивительным открытием.
Правила, которых придерживается вежливый человек
Вежливого и воспитанного человека видно издалека. Не нужно долго к нему прислушиваться, чтобы понять, что он провел громадную работу над собой. Вежливый человек обладает всем спектром манер и тактичностью, присущими только развитой и интеллектуально зрелой личности. Ниже вы увидите список базовых правил, которых придерживается вежливый человек.
Здороваться и прощаться
Да, именно со слов приветствия можно оценить степень воспитанности. Если человек, проходя мимо соседа, желает ему доброго дня или говорит «здравствуйте», то это «бонус в копилку». Особый маркер вежливости – здороваться, благодарить и прощаться с обслуживающим персоналом.
Понаблюдайте за своим избранником и собой – всегда ли вы говорите «здравствуйте» техслужащему в офисе, благодарите ли его за чисто вымытый кабинет, прощаетесь ли, уходя с работы? Запоминаете ли имя официанта, обслуживающего ваш стол вечером в ресторане? Благодарите ли его за прекрасный сервис и вкусные блюда? Если всего этого нет в норме вашего поведения – это тревожный звоночек.
Говорить «спасибо» и «пожалуйста»
Благодарить – второй важный навык воспитанного и вежливого человека. Слова «спасибо» и «благодарю» должны быть доведены до автоматизма как дыхание или моргание. Как мы уже писали выше, поблагодарить уборщицу, официанта, консьержа, таксиста за выполнение их работы – это норма, это поднимет настроение всем.
Точно так же работает и слово «пожалуйста». Когда вы добавляете его к своему пожеланию, собеседнику труднее вам отказать. Сравните: «закрой дверь!» и «пожалуйста, закрой дверь». В первом случае это не просьба, а приказ. А во втором, если добавить вежливую интонацию, пожелание становится просьбой, на которую с вероятностью 99,9 % вам ответят положительно.
Беречь комфорт других людей
Правило идеального мира: относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Если мы говорим о своем комфорте, о соблюдении личных границ (например, живя в многоквартирном доме, мы не будем рады в полночь услышать громкую музыку у соседей или увидеть под дверью чужой мусорный пакет), то нам стоит задуматься и о комфорте других людей.
Согласитесь, странно требовать тишины от соседа, если вы сами периодически включаете ночью музыку или ведете себя неподобающим образом.
Уметь слушать
Воспитанный и вежливый человек умеет выслушать противоположную ему точку зрения спокойно, не перебивая. Это качество непросто воспитать в себе, но нет ничего невозможного. Обстоятельно выслушайте оппонента, задайте вопросы по окончании его речи или выскажите свое мнение относительно сложившейся ситуации.
В процессе рассказа избегайте закрытых поз, ухмылок, язвительных смешков и комментариев. Вежливый человек никогда не опускается до подобного поведения.
Грамотно выражать несогласие и недовольство
С этим пунктом мы уже столкнулись чуть выше. Совершенно нормально, если ваше мнение и мнение другого человека не совпадают. Но выражать свое несогласие необходимо максимально корректно и аргументированно, без перехода на оскорбления и унижения. Вежливо будет выслушать позицию оппонента, после чего сказать, что у вас несколько иное мнение по обсуждаемой теме, потому что вы опираетесь на определенный перечень фактов или исследований.
Если дело все же дошло до конфликтной ситуации, предлагаем вам посмотреть обучающее видео о том, как спорить правильно:
Быть пунктуальным
Хорошо воспитанный человек уважает свое время и знает ему цену. Но еще больше он уважает время других людей, поскольку оно является самым ценным ресурсом. Именно из точки уважения вежливый человек никогда не опаздывает на назначенные встречи.
А если форс-мажор все же случается, то в его силах найти возможность предупредить о своем опоздании и извиниться.
Иметь чистую речь
Вежливого человека, помимо прочих факторов, отличает культурная, грамотная разговорная и письменная речь.
Отсутствие слов-паразитов, «меканий» и «эканий», а также «аллергия» на бранные слова – все это характеризует уважительное отношение к себе и собеседникам.
Обращаться к человеку по имени и на «Вы»
Одно из главных качеств вежливого человека – уважительное отношение к собеседнику, независимо от его пола, возраста, социального статуса или отношения к вам.
Обращаться к незнакомому подростку на “Вы” – грамотно. Запоминать имя официанта, который закреплен за вашим столом – тоже. Это называется культура общения.
Помнить правила этикета во время телефонного разговора и переписки в социальных сетях
В 21 веке огромную часть социальной активности составляют телефонные разговоры и переписка в мессенджерах. Поэтому было бы неправильным упустить этот пласт отношений между людьми. Порой в социальных сетях важнее вести себя более культурно и грамотно, чем в жизни «оффлайн».
Законодательство теперь защищает и отношения внутри сети. Поэтому любое оскорбление или угроза будут зафиксированы, а вас пригласят в качестве ответчика в суд. Например, по иску об оскорблении чести и достоинства человека. Так, например, согласно ст. 5.61 КоАП РФ оскорбление неопределенного круга лиц в интернете грозит гражданину нашей страны административным штрафом до 10 тысяч рублей.
Знать правила поведения за столом
Владеть основными правилами этикета за столом и применять их на постоянной основе должен каждый человек, если он хочет, чтобы его сочли образованным. А проявить дипломатичность по отношению к другим членам общества – дело чести.
Это целая наука. Например, во время европейской трапезы вилку держат в левой руке, а нож – в правой. Во время жевания рот закрыт и не издает никаких звуков, а спина сохраняет ровную вертикаль. Эти правила должны быть выучены как свое имя и дата рождения. Уважение к другим порождает уважение к вам.
Литература и кинематограф по теме
Возможно, вам будет интересны книги и кинофильмы о правилах поведения в обществе и границах вежливости:
Литература | ||
№ п/п | Автор, название произведения | Краткое содержание |
1. | Ольга Лукинова «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете» | В книге содержатся готовые инструкции, как вести себя в разных ситуациях в сети, повысить эффективность работы, улучшить деловую репутацию и быть приличным человеком. |
2. | Джон Бриджес и Брайан Кертис «Этикет для юного джентльмена. 50 правил, которые должен знать каждый юноша» | Полезная книжка для молодых людей, которую можно дать почитать сыну, племяннику или брату, а также ознакомиться с ней самостоятельно. |
3. | Джон Бриджес, Брайан Кертис и Кей Вест «Этикет для юной леди. 50 правил, которые должна знать каждая девушка» | Основы современного этикета для юных барышень. Усвоив их, каждая девушка сможет произвести хорошее впечатление в обществе и никогда не ударит в грязь лицом. |
Кинофильмы | ||
1. | «Гордость и предубеждение» (1995 год) | Никуда без старой доброй классики, задающей высокий тон. Мини-сериал с прекрасным Колином Фертом, его мистер Дарси покорил не одно женское сердце. |
2. | «Великий Гэтсби» (2013 год) | Пример человека, который поднялся до невероятных материальных высот и принес все блага в жертву любви. Фильм как минимум стоит посмотреть из-за Леонардо Ди Каприо в главной роли. |
3. | «Как стать принцессой» (2001 год) | Семейная комедия о единственной наследнице трона – обычной 15-летней девочке. Бабушка, королева маленькой европейской страны, приезжает к внучке, сообщает ей эту новость, а заодно учит малышку этикету, чтобы та смогла занять трон. |
Заключение
Если вас волнует вопрос, как стать вежливым человеком – вы уже преодолели половину пути. Вежливым можно стать всегда, если следовать определенным правилам, изучать этикет и научиться грамотно выражать свои мысли. Потребуются лишь желание и немного усилий.