Как научить ребенка вырезать: обзор моделей детских ножниц, правила безопасной работы с режущим инструментом и тренировки для развития навыка
Развивайте моторику рук и творческое мышление вашего малыша с помощью простых упражнений.
Умение работать с ножницами – базовый бытовой навык, который усваивается в раннем детстве. Поговорим о том, как научить ребенка вырезать и сделать этот процесс безопасным, интересным и эффективным.
Содержание
С какого возраста ребенку можно давать ножницы
Когда ребенок вырезает из бумаги, у него развивается мелкая моторика рук, укрепляются мышцы и тренируется способность концентрироваться.
Приверженцы раннего развития рекомендуют начинать такие занятия, когда малыш начинает уверенно хватать предметы – то есть в возрасте около двух лет. В традиционном образовании это происходит позже, когда ребенок достигает четырех-пяти лет.
В зависимости от возраста ребенку могут нравиться разные манипуляции с ножницами:
- до двух лет ему интересно делать надрезы и разрывать бумагу;
- в возрасте от двух до трех лет дети с помощью взрослых учатся вырезать несложные геометрические фигуры;
- в период от трех до четырех лет они вырезают самостоятельно под наблюдением взрослых;
- к пяти годам многие способны вырезать сложные элементы и создавать аппликации.
Это примерные этапы развития навыков, и они могут варьироваться в зависимости от разных факторов: общего развития, умения концентрироваться и индивидуальных интересов малыша.
Какие ножницы выбрать
Существует широкий ассортимент детских ножниц, который производители предлагают покупателям. У каждой модели есть свои плюсы и минусы, их нужно принять во внимание при выборе.
Пластиковые ножницы
Эту модель сложно назвать настоящим режущим инструментом. Она сделана полностью из пластика или стеклопластика с тупым лезвием, что позволяет резать исключительно тонкую бумагу.
Плюсы:
- эти ножницы идеально подходят для самостоятельных занятий ребенка, так как нет риска порезов;
- небольшой вес и простота в обращении делают инструмент доступным даже для двухлеток.
Минусы:
- не предназначены для сложных задач, таких как вырезание фигур;
- потребуется дополнительное обучение при переходе к использованию стандартных ножниц.
Ножницы с четырьмя кольцами
Их придумали в Америке в 1920-х годах. Отличительная особенность модели в том, что ею могут пользоваться сразу два человека. Взрослый контролирует процесс, вставив пальцы в верхние кольца, в то время как ребенок или человек с ограниченными возможностями использует нижние.
Плюсы: подходят для обучения совсем маленьких детей, у которых еще не окрепли ручки.
Минусы: можно использовать только для обучения, демонстрации вырезания сложных элементов или совместного творчества. Для самостоятельной практики придется приобрести другой инструмент.
Ножницы с пружиной
Модель оснащена специальным пружинным механизмом на рукоятках. Легкое усилие приводит к раскрытию лезвий, поэтому такие ножницы еще называют самораскрывающимися.
Плюсы:
- можно долго пользоваться, так как они не вызывают усталости в руках у детей;
- идеальны для малышей, у которых пока еще слабые ручки.
Минусы: мышцы рук не тренируются.
Детские маникюрные ножницы
Модель разработана, чтобы безопасно подстригать ногти младенцев. Она имеет скругленные и тупые кончики лезвий, что предотвращает случайные порезы или уколы даже у самых шустрых ребят.
Плюсы: ножницы компактны и легки, что делает их удобными для ребенка.
Минусы: лезвия очень короткие, из-за чего инструмент подходит лишь для вырезания несложных фигур и прямых линий.
Стандартные детские ножницы
Эти ножницы используют для поделок в детском саду и на занятиях по труду в младших классах.
Плюсы:
- подходят для детского творчества, позволяют делать аппликации разной степени сложности;
- имеют схожий с канцелярскими вид, что помогает ребенку быстро освоить правила безопасного обращения с предметами резки.
Минусы:
- предназначены для использования детьми от четырех лет, так как могут быть тяжеловаты и неудобны для более маленьких детей;
- имеют острые лезвия, что не исключает риск порезов.
Правила обращения с ножницами
Перечислю основные правила безопасного использования ножниц, которые нужно разъяснить детям.
- Следует понимать, что это инструмент, а не предмет для игр. Он может быть опасен при неправильном использовании. Играть с ним запрещено, применять его можно строго по назначению и только за столом.
- Нельзя резать одежду, цветы на подоконнике, занавески, волосы и другие вещи.
- Без спроса брать ножницы нельзя, также как ходить или бегать с ними в руках.
- Нельзя размещать их на краю стола, потому что они могут упасть и причинить травму.
- Не следует оставлять ножницы открытыми после использования.
- Держать лезвия вверх или направленными на себя опасно – можно пораниться.
- Вырезание чего-либо на ходу – очень плохая затея.
- Нельзя подходить к другому человеку, когда он что-то режет.
- Категорически запрещается проводить руками по лезвиям – можно легко порезаться.
- Инструмент передают другому человеку закрытым, кольцами вперед.
Постановка рук
Любая деятельность, связанная с мелкой моторикой, начинается с того, что малыша необходимо правильно усадить.
- Ребенку нужно сесть прямо, упершись ступнями в пол.
- Локти должны опираться на поверхность стола.
- Руки следует держать близко к телу. Убедитесь, что они не поднимаются высоко в воздух. При вырезании локоть ребенка должен оставаться на месте.
Как держать ножницы:
- Расположите ручку малыша таким образом, чтобы пальцы были прямыми и большой палец был направлен вверх.
- Наденьте одно из колечек ножниц на большой палец ребенка.
- Пусть малыш самостоятельно протянет указательный и средний пальчики через другое колечко. Если нужно, помогите ему это сделать.
- Мизинец и безымянный пальцы должны быть скрыты в ладони. Иногда безымянный тоже размещается в кольце, если оно овальное и достаточно широкое.
Освоить базовые движения для работы с ножницами можно, выполняя их в воздухе без использования бумаги.
Чтобы процесс был интересным для ребенка, включите элемент игры: можно представить, что «птичка летит в гнездо – широко раскрывает клюв» или что «птенчики зовут из гнезда маму – чуть-чуть открывают клювики».
Когда малыш поймет, как работать, можно перейти к практике с плотной бумагой. Следите, чтобы ребенок правильно разводил и складывал лезвия. Постепенно он научится делать это сам. Сразу объясните, что при вырезании нужно двигать не ножницами, а бумагой.
Упражнения для развития навыка
Когда ребенок освоит базовые движения, можно приступать к первым упражнениям. Начните с самого простого – нарезания бумажных полосок.
Постепенно переходите к вырезанию по контурам: сначала – квадраты и прямоугольники, потом более сложные трапеции, круги, овалы.
Можно поискать в интернете шаблоны и распечатать, но у такого способа есть недостаток – тонкая офисная бумага легко рвется. Поэтому лучше использовать готовые трафареты на плотной бумаге из каких-нибудь детских журналов или пособий для поделок.
Вы также можете предложить малышу необычные предметы для работы (разумеется, только под вашим присмотром).
Пусть он попробует резать соломинки для напитков, алюминиевую фольгу, бумажные тарелки, пузырчатую упаковочную пленку, крепкие капустные листья и другие вещи. Это даст ему новые и интересные тактильные ощущения и будет полезно для развития ручной моторики.
Еще несколько интересных идей для упражнений – в видео ниже.
Заключение
Обучая ребенка вырезанию ножницами, помните о двух главных принципах – безопасность и интерес. Желаю вам увлекательного творчества!
На сайте есть и другие статьи об обучении детей базовым навыкам, связанным с моторикой рук: как научить ребенка писать, держать ручку, есть ложкой и завязывать шнурки. Предлагаю их к прочтению!