Как научить ребенка составу числа: доступная инструкция для родителей
Закладываем основы математики в детстве.
Уроки математики для многих детей – это сущее наказание. Непонятный мир цифр, примеры, математические действия – все это отталкивает, пугает и не способствует пониманию различных тем.
Но именно в начальной школе закладываются азы счета, благодаря которым детям легче понимать темы в средней и старшей школе.
Сегодня разберемся, как объяснить ребенку состав числа, с помощью каких методик это можно сделать и какую хитрость применить, чтобы тема не осталась неизученной.
Содержание
Методики
Предлагаем вашему вниманию несколько методик, которые помогут облегчить объяснения для ребенка.
Счетные палочки
Легче всего учить счет с помощью собственных рук (если мы говорим о счете до 10) или специальных палочек. Последние можно приобрести в любом магазине с канцтоварами, на маркетплейсах или сделать самостоятельно.
Подойдут и палочки от мороженого, и даже ватные, которые можно задекорировать по вкусу вашего ребенка. Этот процесс просто превратить в интересную игру, а затем использовать получившийся инструмент для получения новых знаний.
Итак, если мы имеем дело с пальцами, то начинаем всегда с одной руки – загибаем поочередно пальцы и узнаем, сколько остается, если загнуть, например, большой и указательный пальцы.
Затем, когда рубеж «5 цифр» пройден, можно добавлять вторую руку, постепенно усложняя задачу дошкольника.
Примеры
Также для детей постарше можно использовать стандартную школьную практику – использование примеров.
Их удобно рисовать практически везде: по дороге в школу на запотевшем окне, в тетради, на доске, на асфальте, на планшете или смартфоне.
Можно использовать два варианта обучения.
- Подбирать необходимую цифру. Допустим, у нас есть пример: 6 + х = 10. Для решения уравнения нам нужно узнать, что скрывается за «икс». Предложим ребенку подобрать нужное значение, чтобы равенство стало верным.
- Выбирать. Для этого потребуется или выучить, или самостоятельно разработать таблицу с составом чисел. Например, ставим перед чадом задачу узнать, какие цифры составляют 6. Наверняка он скажет, что 1 и 5 (а также 5 и 1), 2 и 4 (4 и 2), 3 и 3, а еще 6 и 0.
Дома
Один из самых востребованных способов обучения детей составу числа – рисование специальных «домиков». Их можно создать самостоятельно вместе с малышом, купить готовые в магазине или распечатать картинку из интернета.
Сама конструкция может быть и схематичной, главное, чтобы ребенку было все понятно и он мог ориентироваться в этой подсказке.
Но для первого знакомства с «домиком» попробуйте создать очень подробную схему.
В нем наглядно видно, что примеры, выделенные розовым, в одном из слагаемых имеют 0. В этот момент мы можем объяснить чаду, что любое число, когда складывается с нулем или из него вычитается 0, остается неизменным.
Желтым выделены повторяющиеся примеры, отсюда следует второе правило – от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Что 1 + 3 = 4, что 3 + 1 = 4.
Соответственно, эти повторы можно не расписывать вновь.
Голубым овалом выделены цифры, к которым прибавляются такие же (1 + 1, 2 + 2 и т. д.). И здесь нас поджидает третье правило – если к одному числу прибавить второе такое же, получится четное число (которое делится на 2).
Это поможет, например, быстро сообразить некоторым школьникам, что если 5 + 5 = 10, то 5 + 3 = 10 — 2 = 8.
Карточки
Похожий на предыдущий принцип и у карточек, но их уже наверняка придется создавать своими руками.
Можно сделать просто большое количество бумажек с разными примерами, а можно пофантазировать – скрепить рядом два файлика и вставлять в них цифры.
Когда ребенок освоится с новым способом, можно проверять знания, оставляя второй файл пустым, чтобы чадо самостоятельно заполнило пропуск.
Счеты
Вспоминая свое детство с деревянными игрушками, вы наверняка припоминаете и счеты. Да, этот способ немного сложнее предыдущих, не очень понятен современным детям, но он отлично помогает разобрать волнующую нас тему.
Вовсе не требуется уметь считать на них, достаточно воспользоваться одной из прямой, имеющей 10 колец, и, поочередно отодвигая одно за другим в сторону, считать, сколько колец остается на противоположной стороне.
Домино
В домино можно играть и в младшем дошкольном возрасте. Если сначала это, вероятнее всего, будет детский вариант с картинками вместо привычных «взрослых» точек, то затем можно вводить и его.
На примере этой игры можно рассказать малышу о составе чисел и предложить сосчитать все точки на гранях, прибавляя и отнимая у каждого то или иное число (например, закрывая точку пальцем).
Так, допустим, просто рассказать о 4, 5 и 6. На грани с пятью точками в центр добавляется еще одна и из 4 получается 5, а если к 4 прибавить 2 точки, то выйдет 6.
Хитрости
Но некоторые дети могут испытывать трудности с пониманием подобных объяснений. Одним быстро станет скучно, вторые запутаются и запомнят неверную информацию, а третьи просто приобретают знания благодаря нескольким каналам восприятия.
И так как родительство – это одна сплошная хитрость, то предлагаем вам попробовать и другой метод объяснения состава числа.
Для начала сделаем отступление: как вы наверняка знаете, детский мозг устроен немного иначе взрослого. Малышу нужны яркие, понятные образы или положительные (отрицательные, конечно, тоже, но это не то, что нам нужно) эмоции, которые закрепляют ту или иную информацию в детской голове.
Поэтому попробуем совместить сложную тему с чем-то ярким, понятным и веселым. Например, возьмем небольшие разноцветные конфеты («Tic Tac», «M&M’s» или другие), чистый листок бумаги, несколько бумажек и ручку.
Разложим на листе 5 конфет одного цвета и 5 конфет другого цвета, сформируем две группы. Сосчитайте вместе, сколько всего драже получилось? Верно, 10. Теперь разберемся с одной группой.
В ней – 5 конфет. Немного в сторону отложим одну – останется 4, но на листочке все еще пять конфет одного цвета. Теперь еще одну – 3 + 2 = 5. Принцип понимаете?
Затем прибавьте к другой кучке конфеты первого цвета – 5 + 1 = 6, 5 + 2 = 7, но общее число конфет также остается 10.
Возьмем правило: каждый раз, прибавляя к цифре единицу, мы получаем следующую цифру по порядку. Точно так же работает и с вычитанием.
Благодаря этой хитрости, вы сможете помочь малышу понять непростую тему, задействуя образное и действенное мышление (яркие конфеты интереснее любых, даже самых красивых «домиков»).
Визуальная память – одна из самых распространенных в мире, поэтому в следующий раз, когда школьник столкнется с примерами на уроке, он сможет вспомнить ваши домашние занятия и правильно подставить нужную цифру.
Одновременно проговаривая ваши действия, вы воздействуете сразу на три канала памяти: визуальный, слуховой и тактильный. Ребенок под вашим присмотром перекладывает драже в разные места, слышит и проговаривает вместе с вами примеры, а также наглядно видит перед собой, что получается.
Хитрость еще и в том, что таким образом мы, совершив буквально пару действий, можем объяснить ребенку состав чисел до 10, а это уже закрепляет мнение, что раз действий немного, то и запомнить их легко. И это действительно так.
Советы
Самый главный совет, который можно дать родителям, – не торопитесь. Можно объяснить тему за день, и дитя даже сделает вид, что все поймет, но насколько это знание закрепится в долгосрочной памяти – большой вопрос.
Оцените способности вашего ребенка: одним легко даются школьные примеры, другие нуждаются в пояснении с использованием домино, карточек или «домиков», а третьим пригодится наш лайфхак с вкусными и яркими конфетами.
Периодически возвращайтесь к теме снова и снова, отрабатывая знания на примерах, предлагая заполнить пропуски в окошках, рисуя грузовики с цифрами, змейки, домики и прочие фигуры, на которые только хватит вашей фантазии.
Если в процессе у малыша возникают трудности, обязательно получите обратную связь – с чем именно связана проблема, что конкретно непонятно, почему не получается. Постарайтесь не использовать негативные интонации, предлагайте свою помощь и поддержку.
Хвалите за успехи. Родительское поощрение для большинства детей лучше всех пятерок, вместе взятых, или самой навороченной новой игрушки. Особенно если что-то не получается сразу – сделайте акцент на том, что дается чаду на раз-два.
Еще один пример объяснения состава числа представлен в видеоролике Елены Вячеславовны, репетитора начальных классов:
Заключение
Чтобы научить ребенка составу числа, необходимо использовать наглядные и понятные малышу примеры – монеты, конфеты, яблоки, крышки и т. п. Используя один или несколько предложенных нами способов, вы быстро объясните ребенку эту сложную тему. Успехов!