Как научить ребенка собирать пазлы: рекомендации для детей разного возраста
Пазлы – ключ к развитию мелкой моторики у малыша. Давайте развивать детей вместе?
Любая мама стремится привить своему чаду как можно больше полезных навыков в раннем возрасте. Занятия в центрах детского развития, всевозможные игровые площадки, интересные книги, массажи и гимнастики благоприятно воздействуют на всестороннее развитие малыша.
Но не все родители знают, что развивать необходимо не только крупную, но и мелкую моторику. Сегодня поговорим о том, как научить ребенка собирать пазлы, в чем польза этого занятия, в каком возрасте стоит подключать эту игру и какими советами могут поделиться мамы детей старшего возраста.
Содержание
Польза пазл
Как уже говорилось выше, занятия с деталями небольших размеров активно развивают мелкую моторику рук. Это полезно для комплексного развития головного мозга, в том числе подобного рода увлечения улучшают память, концентрацию внимания и сообразительность.
В будущем малыш, который в детстве складывал головоломки, легче находит общий язык со шнурками на ботинках или ручкой в школе.
По мере роста вашего чада стоит увеличивать количество элементов в настольной игре – это поможет повысить уровень сложности, научить дитя справляться с трудностями, а также быть более усидчивым и терпимым (а эти качества пригодятся ему не только в школе, но и в дальнейшей жизни в целом).
Возраст
Оптимальным возрастом, в котором можно начинать заниматься подобного рода игрой, является 2–3 года. Ориентироваться только на цифры не стоит: одни дети начинают интересоваться складными картинками чуть раньше, другим требуется найти свой подход.
Кроме того, если мозаика будет слишком сложной, с большим количеством элементов или перегруженным сюжетом, это не подойдет малышу. Начинайте с простых игр, постепенно усложняя их.
Виды
Все пазлы делятся на несколько видов и бывают как классическими, к которым мы привыкли в своем детстве, так и интерпретированными под интересы детей и родителей: вкладыши, мягкие элементы, детали с прямым или «рваным» краем.
Две детали
Начинать рекомендуется с двух пазлов: именно с таким облегченным вариантом происходит знакомство чада с миром настольных игр и в частности с мозаикой.
Можно попробовать два вида: вкладыши, изображение с деталей которых продублировано на основе, и вкладыши, где изображение нанесено только на элементы.
Так у ребенка появится представление о том, что целое может делиться на части и что их можно сложить правильно.
Начав с первого варианта, малыш научится раскладывать детали так, как задумано, а затем можно воспользоваться вторым вариантом.
Приобретайте пазлы с изображением животных, фруктов, овощей – так вы одновременно познакомите дитя и с окружающим миром, и с мозаикой. Можно начать с половинок, которые делятся пополам, а затем переходить к диагональным картинкам.
Простая игра, которая подходит для знакомства.
Три-четыре детали
К ним можно переходить, если чаду легко дается прошлый вид мозаики. Примерно в 2,5–3 года ребенку стоит предложить усложнить игру, воспользовавшись большим количеством частей (начиная с 3–4 штук).
В таком формате можно познакомиться с логическими цепочками, определившись, что идет в начале, а что – в конце (например, багажник, середина и передняя часть машины).
Детали могут быть прямыми, как на первых пяти изображениях, так и фигурными, как в случае с зайцем на самолете и собакой на тракторе.
От 4–6 деталей
Переходить к следующему уровню можно в возрасте около 3 лет. Малышу потребуется время, чтобы сообразить, что к чему, поэтому покажите ему, как собирать фрагменты. Попробуйте сделать это вместе и только потом предложите ребенку справиться самостоятельно.
Важно выбирать пазлы с простым и крупным сюжетом, сами детали также должны быть приемлемого размера для детских рук.
Многосоставные
Картинка из 12–16 деталей – вполне посильный уровень для детей от 3 лет и старше. Снова придерживайтесь простых принципов при выборе изображения: понятный сюжет, яркие оттенки, крупные детали.
Можно выбрать игру со знакомыми персонажами из сказок или мультфильмов – выбор сейчас разнообразен.
Хитрости
Перед началом игры объясните ребенку несколько правил.
- Собирать лучше всего с верхнего левого угла, затем определиться с оставшимися углами – так картинка будет иметь контуры, а количество необходимых для сборки деталей уменьшится.
- Сформируйте рамку – все элементы должны иметь закрытую сторону, так будет проще собрать то, что внутри.
- Если в чем-то возникает сложность – это лучше оставить напоследок, собрав то, что легко и понятно. Когда ребенок подберется к сложностям, пазл будет собран на большую часть и количество свободных деталей будет минимальным.
Если чаду сложно справиться самостоятельно, помогите ему, направьте, подскажите – но не собирайте за него. Дайте ему возможность научиться преодолевать трудности. Первую картинку можно закрепить с помощью клея на картонном листе и поставить на видное место, чтобы любоваться всей семьей.
Советы
Обсудим несколько моментов, которые могут быть не так очевидны для родителей.
- Заниматься стоит при хорошем настроении и самочувствии малыша. Если ребенок болеет, капризничает, у него режутся зубы или что-то иное доставляет ему дискомфортные ощущения, то занятия стоит отложить на более подходящее время.
- Все новое лучше усваивается в первой половине дня. Когда малыш уже освоит данную игру, ее можно перенести во вторую половину дня и пользоваться пазлами как вариантом спокойного времяпрепровождения перед сном.
- Начинайте с простых вариантов – например, это могут быть простые прямоугольные половинки без выемок (с животными, овощами, фруктами, машинами и всем, что вы сможете найти в магазине), затем воспользоваться пазлами с выемками.
- Тематические картинки, такие как «Кто что ест», «Кто где живет», «Где чья мама» и т. п. позволят развивать не только мелкую моторику, но и логику, а также расширять ассоциативные ряды.
- Старайтесь меньше говорить – малышу важно усвоить принцип, а ваши подробные объяснения заберут часть внимания. Лучше посадите к себе на колени, если ребенок маленький, или сядьте рядом, если чадо может спокойно сидеть несколько минут, и покажите, проговаривая только важные моменты.
- Выделите ребенку удобное место, которое подарит возможность заниматься настольными играми и другими мероприятиями (например, вырезать, раскрашивать, лепить и собирать пазлы).
Сейчас можно найти различные варианты детских столов и стульев: выкрашенных в разные цвета, из дерева или пластика, с заячьими или медвежьими ушами или нейтральные варианты со скругленными углами.
Еще больше советов по обучению вы найдете в видеоролике от Валентины Паевской, детского нейропсихолога:
Заключение
Чтобы научить ребенка собирать пазлы, запаситесь несколькими вариантами разборных картинок с различным количеством деталей. Начинайте с простого, ориентируясь на возраст и самочувствие малыша.
Разнообразные среда и занятия позволяют развивать интеллект, желаем вам успехов!