Как научить ребенка решать примеры в начальной школе — лучшие методики и советы специалистов
Щелкаем примеры как семечки!
Советский педагог Алексей Иванович Маркушевич говорил: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». И мы не можем не согласиться с этим высказыванием.
За развитие логического мышления отвечает левое полушарие головного мозга, поэтому, уделяя внимание решению примеров, вы вносите большой вклад в формирование всесторонне развитой личности своего чада.
Содержание
Возраст
Многие родители считают, что всем базовым навыкам ребенок научится в классе. Такое мнение имеет место быть, однако на сегодняшний день школьная программа претерпела сильные изменения относительно той, что была в наши годы.
Учителя попросту не могут позволить себе делать остановки на темах, которые кажутся легкими, поэтому их проходят довольно быстро. Если ваш ребенок что-то не поймет или у него возникнут сложности, то это может стать причиной проблем в учебе. Одна неразобранная тема – и вот уже трудности не за горами.
Именно поэтому сегодня многие родители нанимают репетиторов по тем или иным предметам для своих детей уже в 1-2 классах.
Если вы хотите избавить себя от проблем в будущем, необходимо позаботиться о том, чтобы некоторые темы ребенок знал еще до школы – примерно в 5-6 лет. Например, счет до 10 и 20, чтение, письмо (хотя бы печатными буквами).
Правила
Предлагаем вам небольшую инструкцию по изучению математики, знакомству с числами и решению примеров.
Знакомство
В самом начале нам нужно познакомить ребенка с миром цифр. Расскажите, для чего нужно знать цифры. Старайтесь оперировать бытовыми случаями – чтобы попросить нужное количество конфет, посчитать количество ступеней на лестнице, узнать, сколько яблок осталось, если вы купили 5 фруктов, а 2 уже съели и т. п.
Можно воспользоваться методикой ассоциаций – вместе придумать, на что похожи цифры, чтобы ускорить их запоминание.
Так, например, единица похожа на палку, двойка – на лебедя, тройка – как перевернутые усы папы и т. д. Такие ассоциации можно нарисовать самостоятельно или купить уже готовые карточки с яркими рисунками.
Затем переходите ко второй ступени – устному счету. У малыша одна мама и один папа, две бабушки, два дедушки, есть три машины, четыре раскраски, в магазине купили 5 яблок и 6 бананов, на ноге 5 пальцев, а на правой и левой ногах – 10.
Старайтесь обучать в игровой форме – например, посчитать на прогулке все красные машины или сколько построено куличиков из песка.
Чаще считайте вслух: на площадке две скамейки, на одной сидит девочка, сколько свободных скамеек осталось? На парковке 5 машин, две машины уехали, сколько осталось? А если приедет еще одна машина, то сколько будет машин на парковке?
Можно начать с нашей статьи, которая поможет вашему чаду освоить устный счет.
Когда на понятных ребенку моделях вы доведете навык до хороших результатов, можно переходить к стандартным математическим примерам.
Разбор
Все примеры можно интерпретировать как интересные задачи для малыша. Например, можно представить жизненную ситуацию: мы купили 5 яблок в магазине, мама съела одно яблоко и малыш съел яблоко, сколько яблок осталось?
К этому моменту дитя должно уметь оперировать необходимыми базовыми понятиями, которые легко запомнить с помощью ярких плакатов или картинок.
Помогите дошкольнику разобраться с условиями задачи: прочитайте вместе несколько раз пример вслух. Разберите его: 7 – 3, уменьшаемое состоит из чисел 7 и 0, 6 и 1, 5 и 2, 3 и 4. Если из 7 вычесть 3, то получится 4.
Похожий алгоритм поможет и в решении задач: прочитать условие, определиться, что понятно, а что – нет. Допустим, Коля и Маша пошли гулять в парк, Коля собрал 4 шишки, а Маша – 5 шишек. Сколько всего шишек собрали ребята?
В задаче со счетом до 10 палочкой-выручалочкой станет волшебная лесенка:
Решение
Если вы имеете дело с простым примером (предположим, 10 + 3), то дитя достаточно легко справится с поиском суммы этих чисел. Но если предложен такой вариант: х + 3 = 13, то ребенку необходимо уметь оперировать арифметическими действиями, предложенными на картинке выше, а также «переворачивать» их по необходимости.
Так, в х + 3 = 13 известно второе слагаемое и сумма. Чтобы узнать первое слагаемое, потребуется из суммы вычесть известное слагаемое. Также в других ситуациях:
- неизвестное слагаемое = сумма – известное слагаемое;
- неизвестное уменьшаемое = разность + вычитаемое;
- неизвестное вычитаемое = уменьшаемое – разность и т. п.
Зафиксируйте эти варианты на бумаге – нарисуйте вместе, изобразите схематически, воспользуйтесь наклейками. В первое время подобная таблица-подсказка будет помогать дошкольнику, а затем усвоится и запомнится.
Позволяйте малышу ошибаться, задавайте наводящие вопросы, разбирайте непонятные примеры при помощи бытовых случаев (как узнать, сколько было изначально конфет, если три съел папа, а осталось 2).
Не забывайте о закреплении результата, его достижение – это лишь половина пути. Закрывайте пальцем известное составляющее, приглашайте чадо к размышлению, как найти то, что скрыто. Предлагайте подобные примеры для отработки навыков сложения, вычитания, умножения или деления.
Разбор трудностей
Несмотря на комплексную проработку темы, у некоторых детей могут возникнуть трудности. Давайте разберем их и найдем решение проблем.
Отсутствие знаний
Первая и главная трудность, негативно влияющая на проработку темы, это отсутствие необходимых знаний у малыша.
Чаще всего это неумение оперировать понятиями (сложение, вычитание, деление, умножение) и заминка при изменении сценария, если требуется «перевернуть» знакомое действие.
Что делать: на бытовых ситуациях разобрать каждое понятие, уделяя ему столько времени, сколько потребуется.
Отсутствие понимания и интереса
Заинтересовать малыша скучными арифметическими действиями – довольно сложная задача, с которой не всегда можно справиться стандартными методами.
На помощь в таком случае придут математические игры, которые можно проводить, просто прогуливаясь в парке, или установить на планшет или смартфон.
Так, например, для дошкольников подходит игра «Отследи». Суть ее проста: на какое-то условие ребенок должен выполнить определенное действие.
Родитель называет различные числа и устанавливает правила: если число делится на 3, то чадо подпрыгивает, если в числе есть двойка – хлопает в ладоши, если нечетное – кричит: «Ого!»
Психологические проблемы
Порой причина трудностей не очевидна родителям, и в таком случае предлагаем вам обратить внимание на психоэмоциональное самочувствие чада.
К примеру, есть дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), которым сложно сконцентрироваться на чем-то одном не в силу их «вредности» и «непослушности».
При данном заболевании человек просто не может длительное время удерживать внимание на одном занятии, бывает забывчивым, невнимательным, мысли в его голове подобны вихрю и сменяют друг друга с молниеносной скоростью.
Эта тема довольно сложная, поэтому не будем здесь углубляться в нее.
Еще одной причиной может стать пространственный фактор – попросту ребенок путается, например, в предлогах (говорит «под шкафом» вместо «в шкафу»), определении сторон (право-лево), осознании себя как части мира.
Определить трудность подобного рода можно во время консультационной встречи с нейропсихологом. Специалист проанализирует речь, деятельность, мышление чада и подскажет, каким образом можно скорректировать проблему.
Например, помогают упражнения с маркировкой рук. На правую руку можно надеть браслет, чтобы малыш ориентировался. Браслет на правой руке, правая нога находится на этой же стороне, значит, и ботинок должен быть с буквой «П» или иметь наклейку/маркировку с правой стороны.
Пробуйте игры с предлогами – просите чадо залезть на диван, положить книгу в шкаф, убрать мяч под стол и т. п. Помогут карточки (пример представлен ниже), которые можно создать вместе с ребенком.
Пространственную сферу можно тренировать и с игрушками – располагать, например, трактор справа от грузовика, а медведя сажать перед кошкой. Рисовать фигуры или приклеивать наклейки на бумагу – в правом верхнем углу, в середине, в нижнем левом углу и т. д.
Постепенно прорабатывая бытовые темы, можно переходить к математике – разбирать числовые ряды, отмечать, какое число больше, а какое – меньше, чтобы в дальнейшем работать с основной задачей – решением примеров.
Проходить и изучать эту непростую для детского мозга тему также рекомендуется с помощью ассоциаций – конфеты, яблоки. Возможно, в самом начале потребуется использовать «натуральный» материал, а затем схематично изображать их на бумаге.
Допустим, взять 5 конфет и 2 обертки (получится 5–3) или 2 яблока и 1 огрызок (2–1). Также специалисты не против использования системы мотивации. К примеру, это могут быть фишки или жетоны, накапливая которые, ребенок сможет рассчитывать на поощрение (поездку в интересный парк, поход на аттракционы, день в аквапарке и т. п.)
Таким образом, у чада появится стимул разобраться в теме, чтобы исполнить свои желания.
Пособия
Для отработки полученных навыков можно воспользоваться готовыми пособиями.
О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «3000 примеров по математике. 2 класс. Счет в пределах 100»
Подобные пособия от издательства АСТ можно найти не только для школьников начальных классов, но и для ребят, учащихся в средней школе.
М. И. Кузнецова «Тренировочные примеры по математике 1 класс. Повторение и закрепление»
Это пособие соответствует федеральному стандарту образования и поможет вашему чаду отработать темы до автоматизма.
А. М. Колмогоров «Учим цифры. Счет для детей. Подготовка к школе по математике»
Данная методичка позволит вашему дошкольнику познакомиться с материалом, который будет изучаться в классе, в игровой форме и стать одним из лучших учеников класса.
Подобные пособия, как правило, предлагают определенные методики для изучения и рассчитаны на регулярную и непродолжительную работу, что позволит ребенку не потерять сосредоточенность и усвоить материал.
Игровой формат тетрадей также привлекает детей, ведь скучные примеры успеют надоесть за 9 лет обучения.
Советы
Что еще может помочь в освоении данной темы?
- Выучить таблицу умножения.
- Проявление фантазии при решении примеров. Замена на понятные ситуации ребенку (подсчет конфет, яблок и т. п.), числовые игры, приложения на смартфоне, выдача жетонов за правильные ответы.
- Развитие логики. В этом также помогут специальные игры, детские судоку и математические кроссворды, шахматы или шашки.
Давайте ребенку возможность составить и самостоятельно решить пример – такой метод позволит отработать определенное действие и придаст дошкольнику уверенности в себе.
Заключение
Решение примеров – тема сложная, но вполне реальная для прохождения ее в домашних условиях. Выстройте систему, занимайтесь регулярно по 5-10 минут в день, чтобы к началу учебного сезона ваш ребенок смог без труда сказать, сколько будет «пять плюс семь». Желаем успехов!