Как научить ребенка раскладывать числа и находить сумму и разность их компонентов
Простые и увлекательные игры для первого знакомства с миром чисел.
Чтобы научить ребенка раскладывать числа и сделать этот процесс интересным, важно найти подходящий момент и выбрать эффективные методики.
В этой статье я приведу примеры игровых упражнений, которые сделают процесс обучения увлекательным, а также советы педагогов, которые помогут избежать распространенных ошибок при объяснении темы дошкольнику.
Содержание
Когда объяснять состав числа
Подходящий возраст для первого знакомства со счетными числами – вещь относительная и зависит от самого малыша. Некоторые уже в четырехлетнем возрасте начинают считать и делают это с большим успехом, а другим этот навык покоряется позднее.
Тем не менее, в пять-шесть лет уже пора готовиться к школьным занятиям. В это время детский мозг хорошо усваивает новую информацию, и многие дети сами стремятся к знаниям. Они уже способны не только запомнить состав числа, но и освоить элементарные действия – сложение и вычитание.
Важно обучить этому вовремя, ведь школьная программа постоянно развивается, и без базовых арифметических навыков у школьника могут появиться трудности с математикой.
Упражнения и обучающие игры
Малышу сложно разглядеть количественный смысл за цифрами, поэтому многое в процессе обучения зависит от взрослого. К счастью, есть много эффективных игровых методик, созданных педагогами.
Пальчики и счетные палочки + карточки
Если под рукой нет специальных пособий, всегда можно использовать пальцы. Плюс в том, что так играть можно в любом месте.
Начните с пальцев одной руки: сгибайте их и спрашивайте малыша, сколько осталось или сколько согнуто. Это поможет ему понять, как формируется число 5. Продолжайте играть с использованием обеих рук, усложняя задания.
Договоритесь использовать числа 5 или 10 как основные. Покажите определенное количество пальцев в пределах этих чисел и предложите ребенку дополнить оставшиеся до условленного числа своими пальчиками.
По схожему принципу можно заниматься со счетными палочками. Объясните малышу, что каждое число можно разложить на несколько частей. Скажите, что вы будете пользоваться палочками, чтобы показать, как это работает.
Возьмите, к примеру, пять палочек и положите их перед ребенком. Разделите эти палочки на две группы: три и две. Получилось: 5 = 3 + 2. Теперь дайте ребенку те же пять палочек и попросите его самостоятельно разложить их на две группы и назвать число для каждой. Переберите все возможные комбинации.
Полезно одновременно использовать карточки или кубики с цифрами, чтобы сопоставлять их с количеством счетных палочек.
Домики
Для занятия потребуются иллюстрации домиков с двумя рядами окон по вертикали. Укажите число на крыше каждого дома. Задача учащегося – написать по две цифры в каждых соседних окнах, чтобы в сумме получилось значение на крыше.
Например, если на крыше указано 4, то возможные комбинации для окон могут быть следующими: 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3. Комбинации с нулем пока не используем, так как для малышей это может быть сложно из-за абстрактного значения нуля.
Упражнение можно усложнять постепенно:
- сначала заполните цифрами один вертикальный ряд, чтобы ребенок подобрал к каждому значению подходящую пару;
- затем заполните только некоторые окна в ряду;
- оставьте все окна пустыми.

Домино
Играть в домино малыш может еще до того, как научится считать, воспринимая количество точек на фишках как картинку. Со временем он научится суммировать точки на двух сторонах домино и сопоставлять их с конкретными числами.
Пример того, как использовать домино для занятий – в видео ниже.
Пирамидка кубиков
Возьмите любые блоки или кубики и постройте из них пирамиду, где на верхнем уровне один кубик, на втором два, на третьем три и так далее. Попросите ребенка разобрать пирамиду, при этом проговаривая количество кубиков на каждом уровне пирамиды.
«Сложи число»
Потребуются карточки с написанными на них цифрами и какие-нибудь небольшие предметы: кубики, фишки, игрушки.
Разложите карточки с цифрами от 1 до 10 на столе и попросите ребенка выбрать одну карточку. Теперь пусть он соберет столько предметов, сколько указано на выбранной карточке.
Есть другой вариант игры. Приготовьте два набора предметов, например, фишки и счетные палочки. Один набор отдайте ребенку, другой возьмите себе. Выберите карточку с цифрой и положите перед ней несколько предметов из своего набора.
Теперь предложите малышу добавить его предметы, чтобы общее количество соответствовало выбранной карточке.
Повторяйте упражнение с разными карточками, чтобы учащийся понял, как числа можно раскладывать на разные части.
Дополнительные советы
Педагоги не рекомендуют торопиться с изучением цифр. Сначала нужно научить малыша устному счету до десяти, используя игрушки и различные объекты из окружающей среды.
Основное внимание следует уделить манипуляциям с предметами: например, если взять один кубик и добавить к нему еще один, то их будет два и т. п.
Почаще задавайте ребенку вопросы о количестве объектов вокруг. Подсчет может быть применен ко всему, что находится поблизости – подойдут даже лестничные ступеньки при выходе из дома.
Важно, чтобы ребенок понимал: каждое число больше предыдущего и меньше следующего на единицу.
Не повторяйте ошибку некоторых родителей и не ставьте перед ребенком цели, которые выходят за рамки его способностей. Принудительное обучение и авторитарный тон в учебе не приведут к положительным результатам.
Если ребенок упорно не хочет учить цифры, постарайтесь выяснить причины такого поведения. Может быть, ему сложно, и он боится разочаровать вас. Хорошей стратегией станет игровое обучение с участием всех членов семьи: совместное создание учебных материалов, игры с числами и соревнования. Это поможет сделать процесс интересным и легким.
Нужно всегда позитивно реагировать на успехи ребенка, проявлять дружелюбие и поддержку в трудных моментах, помогать исправлять ошибки и обдумывать вместе разные способы решения задач. Самое главное – дать понять малышу, что у него обязательно все получится.
Заключение
Помните о том, что учеба не должна вызывать отторжение. Для детей особенно эффективна игровая форма обучения; школьные педагоги часто используют ее на начальном этапе для быстрого и легкого освоения математических знаний. Успехов!

