Бихевиоризм: что это такое и нужен ли бихевиоризм сегодня
Что служит основой поведения, как окружающая среда формирует реакции человека, можно ли, скорректировав причину, изменить последствия? Ответы на эти вопросы дает бихевиоризм.
Слово «бихевиоризм» может показаться сложным, но на самом деле behavior в переводе с английского означает «поведение», отсюда мы можем сформулировать простое определение – наука о поведении.
Изначально ее положения рассматривались на примерах из животного мира, но затем постепенно стали находить отражение в человеческом социуме.
Сегодня поговорим об основных положениях и методах бихевиоризма, попробуем разобраться в трактовках именитых ученых и обсудим пользу науки сегодня.
Содержание
Основные положения бихевиоризма
Бихевиоризм как наука строится на ряде фундаментальных положений, на которых и основываются методы исследований.
- Объективность. Ученые говорят «нет» всему субъективному – психическому состоянию наблюдаемого объекта, его внутренним процессам, которые могли бы объяснить поступки.
- Детерминизм. Утверждает, что поведение объекта определяют закономерности, а внешние условия так или иначе влияют на его поступки.
- Адаптивность. Человеку необходимо влиться в социум, поэтому бихевиористы исследуют, как поступки помогают раскрыться в обществе и стать его частью.
- Экспериментальность. Зачастую ученые используют эксперимент в качестве метода получения новых знаний – например, создают условия, которые подконтрольны наблюдателям, и делают определенные выводы, которые в дальнейшем рассматриваются как гипотезы и теории.
- Прогнозирование. Все эти теории и гипотезы создаются для достижения глобальной цели – прогнозирования поведения человека в обществе и его адаптации среди себе подобных.
На основе этих положений ученые уже более ста лет изобретают и применяют методы для исследования поведения человека в социуме. О них мы кратко поговорим ниже.
Методы
Говорить о бихевиоризме как об отрасли науки можно только лишь с 1915 года – именно тогда Уотсон ввел данное понятие. Согласно мнению основателя бихевиоризма, для диагностики были утверждены следующие методы.
- Наблюдение. Наиболее широко распространенный метод, предполагающий наблюдение за объектом как с использованием различных приборов, так и без них.
- Тестирование. Известный и до указанного года метод, однако Уотсон предлагал оценивать поведение человека, а не его психические качества.
- Условные рефлексы. Как и наблюдение, считается одним из основных методов получения новой информации.
- Дословная запись. Непризнанный Уотсоном метод, однако все же используемый. Речевые реакции отслеживались так же внимательно, как и моторные.
Основным методом долгое время являлось только наблюдение.
Трактовки ученых
Некоторые исследователи имеют свои точки зрения на рассматриваемую нами отрасль науки. Давайте познакомимся с ними ближе.
Дж. Уотсон
Уотсона считают основателем бихевиоризма, он пытался развить психологию до такого уровня, чтобы было позволительно применять объективные методы, используемые в естественных науках.
Так, например, предлагалось использовать метод классического научения, известный как «рефлекс собаки Павлова». Когда при воздействии условным раздражителем (звоном колокольчика) у объекта появляются автоматические реакции (например, выделение слюны).
Уотсон считал, что при применении необходимых и правильных стимулов у индивида можно сформировать те качества и навыки, которые требуются системе, группе лиц или другому индивиду. То есть стимул равно реакция.
Был поставлен эксперимент, известный под названием «маленький Альберт». Его суть заключалась в формировании рефлекса (в данном случае страха) у годовалого ребенка при взаимодействии с животным (белой крысой).
Каждый раз, когда ребенок брал в руки животное, раздавался громкий и пугающий звук. Даже после прекращения звука ребенок продолжал бояться крысу, а затем его пугали взаимодействия и с другими животными.
Э. Торндайк
Американский психолог Торндайк не считал себя бихевиористом, хотя его работы демонстрировали обратное.
В студенческое время Эдвард ставил опыты над животными. Он хотел выявить закономерности адаптации организма живого существа к нестандартным условиям окружающей среды и узнать, как при этом работают все системы организма.
Эксперимент проходил таким образом: животное помещалось в специальную коробку, из которой можно было выйти и получить угощение только после выполнения определенных действий.
В начале животные вели себя непоследовательно и пытались выбраться другими путями, но затем допускали все меньше и меньше ошибок, а после и вовсе их не совершали.
Этот эксперимент лег в основу разработанного закона повторяемости – при многократном повторении упражнения в мозге объекта закрепляется связь между стимулом и реакцией.
Также были разработаны и другие законы, например, закон эффекта – в одинаковой ситуации и равных условиях оказалась прочнее та связь, которая вызывала в сознании объекта позитивные эмоции.
Б. Скиннер
Американский психолог Скиннер стал последователем Уотсона, говоря, что человек подобен «черному ящику», наполненному различными составляющими, которые нельзя измерить объективно – чувствами, эмоциями, мотивами.
Он считал, что эти составляющие невозможно оценить и измерить, а вот поведение – та единица, которая поддается оценке. Взяв за основу закон эффекта, сформулированный Торндайком, Скиннер определил свою концепцию, получившую название «оперантное научение».
Его суть сводится к системе «кнутов и пряников», то есть наказаний и поощрений, которые формируют тип поведения, а рассматриваемый индивид в дальнейшем ведет себя в соответствии с полученным опытом.
Так было создано устройство, имевшее название «ящик Скиннера». В пустой ящик, на дне которого был расположен рычаг, помещалось голодное животное. Существу приходилось изучать свою новую обитель, и оно неизменно рано или поздно начинало нажимать на рычаг.
Затем к ящику присоединялось устройство с емкостью для еды, и при дальнейшем нажатии на рычаг небольшой кусочек угощения попадал внутрь ящика. Животное, понимая связь между нажатием и появлением еды, начинало нажимать на рычаг все чаще и чаще.
В дальнейшем еда переставала поступать внутрь коробки, а животное теряло интерес к рычагу. Соответственно, было выведено положение, что реакция, выученная организмом, может угасать при отсутствии подкрепления ее извне.
Также были сформулированы два вида поведения:
- Респондентное – появившаяся реакция вследствие работы известного стимула (например, сужение зрачка глаза при воздействии на него источника с ярким светом).
- Оперантное – реакция без действия стимула, носящая приобретенный характер (например, игра на фортепиано).
Э. Толмен
Толмен, американский психолог, стал разработчиком когнитивного бихевиоризма. В отличие от Скиннера, он не брал в основу закон эффекта Торндайка, считая, что поощрения практически не влияют на научения.
По мнению специалиста, прочные связи между объектом и окружающим миром устанавливаются только благодаря регулярному и частому выполнению повторяющихся действий.
Поведение обуславливается пятью независимыми условиями: возрастом, наличию навыков, наследственностью, побуждениями и влиянием окружающей среды.
Также, по его мнению, модель бихевиоризма, обозначаемая буквами S-R, неполная, и выглядеть она должна так: S-O-R, где первая буква – независимая переменная (стимул), вторая – организм, а третья – последующая реакция (зависимая переменная).
Данная модель хорошо прослеживается в эксперименте по наблюдению за организмом.
Мы не можем наверняка знать, когда у подопытного наступает чувство голода, не можем его увидеть, но при этом знаем, что данное чувство наступает вследствие воздействия переменных – например, количества времени, прошедшего с последнего приема пищи.
Польза науки
Данная отрасль науки постоянно подвергается критике, но нельзя отрицать некоторых положений, которые актуальны и сегодня.
На поведение человека, его страхи, комплексы влияет окружающая среда
Например, Скиннер считал, что человек фиксирует в памяти, как его поведение было оценено социумом, и в дальнейшем поступает в соответствии с полученной извне информацией.
Мы достаточно быстро понимаем «правила игры» в обществе, знаем, как нужно вести себя, чтобы добиться расположения и одобрения других людей.
Определенные внешние факторы могут влиять на поведение людей
Ранее ученые считали, что личность не оказывает воздействия на поведение человека. При помещении маленького ребенка в подготовленную и контролируемую среду из него можно создать такого индивидуума, который нужен обществу.
Однако это мнение опровергается реалиями жизни. Например, дети, которые росли в детском доме – в одинаковых условиях, с одними и теми же людьми и по одним и тем же правилам, – вырастают разными: у кого-то появляются девиантные наклонности, а кто-то становится успешным.
Но все же определенная частота, с которой до объекта доводится нужная мысль, может возыметь действие. Ярким примером становится правильно выстроенная реклама. Если ее создатель умело подчеркнет пользу товара, у человека может появиться навязчивая мысль приобрести его.
Нужно устранять корень проблемы, а не работать с симптомами
Такой идеи придерживаются когнитивисты, считая, что нужно «докопаться до сути». После устранения первопричины не будет нужды искоренять последствия – они просто исчезнут.
Пряник лучше кнута
Человек устроен таким образом, что позитивные эмоции могут укрепить поведение, за которым следует поощрение. Однако и здесь все не так однозначно.
Метод кнута, при котором человека наказывают за некорректное поведение, может создать другую проблему – объект будет искать возможность избежать получения наказания, к примеру, обманывая.
Человек – это сложный объект, поведение и мысли которого обуславливают тысячи причин, и нельзя однозначно выбирать только определенную стратегию, считая лишь одно направление единственно верным.
Но однозначно можно сказать, что в бихевиоризме есть важные положения, которые можно учитывать при работе, учебе или жизни в целом.
Лучшие книги по бихевиоризму
Разобраться в теме статьи вам также помогут книги. Предлагаем вашему вниманию подборку полезной и качественной литературы.
Б. Ф. Скиннер «О бихевиоризме»
Если говорить о книгах по бихевиоризму, первым на ум приходит труд Скиннера. В нем ученый задумывается о природе человеческого поведения и развивает идеи других ученых, заставляя вас задуматься и даже где-то поспорить с ним.
У. Баум «Современный бихевиоризм. Поведение, культура, эволюция»
Скиннер жил в ХХ веке, однако бихевиоризм не стоит на месте, появляются новые представления и данные, которые изложены в работе Уильяма Баума.
Данная книга предназначена для студентов и преподавателей психологического факультета, научных сотрудников и специалистов, чей род деятельности связан с психологической помощью людям, а также может быть полезна и интересующимся людям, далеким от мира психологии.
Г. Ю. Айзенк, К. Бартол «Эксперимент. Самые жестокие исследования в психологии»
Интересная книга от психологов-бихевиористов, представляющая вниманию читателя вариативность поведения людей и мысль о том, что деление на плохих и хороших достаточно условно.
Предложенная литература скрасит ваши вечера, точно станет полезной и интересной, а о прочтении вы не будете сожалеть.
Лучшие курсы по бихевиоризму
Для тех, кому статей и книг недостаточно, чтобы полностью разобраться в вопросе, а также людям, кому бихевиоризм стал любопытен и кто хотел бы попробовать себя в данной профессии, предлагаем ознакомиться с двумя обучающими курсами – платным и бесплатным.
Учебный центр дополнительного профессионального образования «НЦПО»
Вашему вниманию предлагается курс «Основы бихевиоризма и поведенческого подхода в психологии». Обучаться можно по трем программам: 72, 108 и 144 академических часов.
Центр имеет лицензию от Министерства образования, предлагает беспроцентную рассрочку и полностью удаленный формат обучения. Стоимость зависит от количества выбранных часов: 9 000, 10 000 или 11 000 рублей соответственно. По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.
Курс «Бихевиоризм и его развитие» от Академии IT
Вас ждет бесплатное обучение, состоящее из 30 уроков. В программе рассматриваются как классические представления об отрасли науки (по Уотсону, Торндайку, Скиннеру и Толмену), так и другие направления – социальный и субъективный бихевиоризм.
Отдельно направление редко рассматривается, преимущественно ему уделяют внимание во время обучения психологии в институте.
Заключение
Бихевиоризм – это наука о систематическом исследовании поведенческих реакций объекта, возникающих в ответ на раздражители окружающей среды. Активно ведутся споры об актуальности данной отрасли науки сегодня, однако умалять ее достоинства невозможно.