Типы речи – какие они бывают, как их правильно различать и не путать на экзамене
Их три: повествование, описание, рассуждение.
В русском языке есть такое обширное понятие как типы речи. Типов всего-навсего три:
- Повествование – дает информацию о происшедших событиях.
- Описание – описывает то, что человек видит перед собой.
- Рассуждение – когда ничего не описывается и ни о чем не повествуется, но человек о чем-то думает и передает свои мысли на письме – рассуждает.
Давайте знакомиться с этими типами подробнее. Сразу дам вам лайфхак, который прокомментирую в статье. Повествование – это когда можно сделать несколько «фотографий», описание – когда фотография одна, а рассуждение – когда ни одной.
Содержание
Повествование
Когда о чем-то повествуется, можно сделать «несколько фотоснимков». То есть у вас в голове будет несколько сменяющих друг друга картинок. Смотрите: «Я вышел на улицу (раз). Перешел дорогу по переходу (два). Открыл дверь в продуктовый магазин (три). Сказал продавщице: «Здравствуйте!» (четыре). Попросил полбуханки ржаного хлеба (пять). Оплатил (шесть). Вышел из магазина и направился домой (семь)».
Повествование рассказывает читателю о том, какие события произошли. Их именно несколько, поэтому мы представляем себе несколько картинок.
Некоторые учителя говорят, что в повествовании преобладают глаголы. Да, но их может быть не меньше и в других типах речи. Лучше всего обращать внимание именно на то, сколько «картинок» перед глазами.
Про основные композиционные элементы повествовательного текста вы, я думаю, знаете:
- Завязка – когда происходит что-то, что «запускает» все дальнейшие действия.
- Развитие действия.
- Кульминация – основной момент, перелом в повествовании.
- Завязка – когда все заканчивается.
Описание
Когда что-то описывается, у нас перед глазами одна картинка. Только одна.
Например: «Я стоял на холме и смотрел на поле. Там паслись лошади. Трава волнами прогибалась от порывов ветра. Слева протекала река. Вода в ней рябилась и переливалась обжигающими огоньками на солнце. Вокруг летали бабочки. Где-то совсем рядом стрекотал кузнечик».
Вот это всё запечатлено на одном снимке. Это все происходит в один и тот же момент, то есть «картинки» в голове не сменяют друг друга. Я стою на холме, в это время стрекочут кузнечики, пасутся лошади, ветер колышет траву, на воде отблески солнца, вокруг меня летают бабочки».
Вот когда я шел за хлебом, я сначала вышел, потом перешел дорогу, потом открыл дверь в магазин – чувствуете, как одна картинка сменяет другую? Вот эта сменяемость нескольких «фотографий» говорит о повествовании, а одна «фотография» поля – об описании.
Описываться могут самые разные вещи:
- Местность.
- Внешний вид человека.
- Характер человека.
- Душевное состояние человека.
- Животное.
- Интерьер комнаты.
- Предмет искусства.
В школе школьники обычно через это все проходят. Они учатся описывать и картины, и интерьеры, и внешний вид / состояние человека.
Структура описания чаще всего такая:
- Вводная часть. В ней указывается, что мы собираемся описать. Например: “Я вижу перед собой картину «Богатыри»”.
- Собственно описание. Что изображено на картине, что находится на лугу, где пасутся лошади и пр.
- Оценка, впечатление от увиденного. «Луг очень красивый», «Эта картина поразительна».
Иногда эти элементы могут меняться местами. Например, у некоторых писателей можно встретить тексты, в которых они сначала описывают что-то и только потом говорят, что это. Или вообще не говорят, предлагая читателю самому догадаться.
Так описывается статуя Венеры в очерке Успенского «Выпрямила».
Рассуждение
Это когда «фотографий» нет. Картинок никаких нет. Человек просто о чем-то думает. Он не повествует ни о каких событиях и не описывает никакие картины.
«Нравится ли мне быть взрослым? Я даже не знаю. В этом есть и плюсы, и минусы». Какую картинку вы нарисовали в голове? Никакую. Потому что нельзя ничего нарисовать или «сфотографировать». Тут никто не идет за хлебом и на лугу тоже никто не пасётся.
Большинство рассуждений строится по такой схеме:
- Тезис – главная мысль, которую автор дальше будет оспаривать или утверждать.
- Аргументы – то есть доказательства, которые приводит автор.
- Вывод – заключение, к которому автор подводит читателя своими аргументами.
Смешанные стили
Проблема в том, что в большинстве текстов стили смешиваются. Если налицо несколько стилей – надо понять, какой из них преобладает и сказать: «Стиль такой-то с элементами такого-то».
Например, смотрите: «Нравится ли мне быть взрослым? Я даже не знаю. Один раз я садился на поезд и увидел на станции сорокалетнего мужчину. У него на майке было что-то написано по-английски. Я всмотрелся и перевел: «Не торопись взрослеть. Поверь мне, это ловушка». Поезд тронул. Я сидел в вагоне и эти слова не шли у меня из головы. Мне было 22».
Вот смотрите. Тут основной стиль – рассуждение. Потому что весь текст написан ради того, чтобы порассуждать о взрослости. Но в нем есть повествование, потому что есть сменяемые картинки: я садился на поезд, увидел мужчину, прочитал надпись на майке, перевел, поезд тронул. Несколько сменяющих друг друга картинок.
И еще тут есть описание. В этом описании одна картинка: мужчина, сорокалетний, стоит на станции, у него майка, на ней английская надпись. Повествуя о чем-то, я добавляю небольшое описание.
Получается, что перед нами «рассуждение с элементами повествования и описания».
Полезные материалы по теме
Вот вам картинка, сохраните себе на телефон.
Вот еще хорошее видео по теме. Разбираются типы речи в рамках 22 задания из ЕГЭ.
Подпишитесь на мою рассылку. Скоро будет много новых статей по русскому языку, причем я постараюсь написать тексты на «практические» темы: как делать разборы разных видов, как объяснять основные орфограммы. Планирую также сделать статьи с разборами отдельных заданий в ЕГЭ и ОГЭ.
Обязательно загляните в четыре моих подборки с курсами по русскому языку:
- Курсы подготовки к ЕГЭ.
- Подготовка к ОГЭ.
- Подготовка к ВПР.
- Общие курсы по русскому для школьников, взрослых и иностранцев.
Советую вам пробежаться глазами вот по этим статьям. Они по темам, с которыми вы постоянно будете встречаться в школе.
- Что такое орфограмма – как правильно объяснять и выделять каждую орфограмму.
- Предложение – общая статья с ссылками на тексты про типы предложений и их основные характеристики.
- Лексика. Внутри статьи вы найдете много ссылок на другие тексты, например про омонимы, многозначные слова, синонимы и пр.
- Способы словообразования. В ней ссылки на статьи про все морфемы.
- Лексическое значение слова.
Я очень вам рекомендую приобрести учебник В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс» (ссылка ведет сразу на Лабиринт). Он хорош тем, что в нем собрана вся теория за пять лет школьного обучения, а практические упражнения вынесены в отдельные пособия. Это замечательный справочник для подготовки к ЕГЭ.
Я его рекомендую даже взрослым людям, которые приходят ко мне на курс по копирайтингу.
Заключение
Уважаемые читатели. Смог ли я объяснить вам разницу между типами речи в русском языке? Поняли ли вы принцип «картинок», сможете ли теперь легко определять типы речи?
Напишите, пожалуйста, была ли эта статья вам полезна. Скажите мне обо всех ее недостатках, чтобы я мог их доработать и учесть на будущее.
Спасибо, хороших вам оценок.
Понятно, увлекательно, аргументированно, спасибо
Спасибо)
Уважаемый автор!
Большое Вам спасибо за качественный материал.С большим удовольствием освежила свои знания.Ваши статьи – это находка не только для учеников,но и для учителей.
Спасибо)